Экскаваторы:

1.Типы экскаваторов и область их применения
2. Организация работ, выполняемых одноковшовыми экскаваторами
3. Рабочие параметры одноковшовых экскаваторов и особенности работы в зимнее время
4.Подготовка к экскаваторным работам

Стреловые краны:

1. Назначение и классификация автомобильных кранов

Типы экскаваторов и область их применения

Экскаваторы — самые распространённые землеройные машины  . В настоящее время ни одна стройка в стране не обходится без экскаваторов. Их высокая производительность, способность работать в любых условиях, надежность, качество и разнообразие выполняемых ими земляных работ обеспечили этим машинам широкое применение в различных областях народного хозяйства.
Они различаются между собой по:

  1. виду ходового устройства;
  2. принципу работы;
  3. типу силового оборудования;
  4. характеру навесного оборудования;
  5. назначению.

Гусеничные полноповоротные  экскаваторы

  Гусеничные экскаваторы наиболее производительные и универсальные землеройные машины,  они не нуждаются в дополнительной опоре при работе, так как гусеничная база, со своей равно распределенной нагрузкой на грунт , обеспечивает устойчивость в любом положении всегда и нет затрат времени на установку опор, отсутствуют требования к дорожным условиям. При этом передвижение экскаватора по строительной площадке производится зачастую синхронно с другими операциями рабочего цикла экскаватора. Это позволило Шасси с гусеничным двигателем незаменимо для мест плохой проходимости, сложного рельефа строительной площадки, разноуровневой разработки грунта в карьерах и также в различных сложных условиях работы в городских условиях. Такие экскаваторы используют на слишком влажных почвах, торфяных разработках, благодаря небольшому давлению на грунт.

  • Машины циклического действия имеют один ковш и выполняют полный цикл работ последовательно, сначала копание, затем перемещение грунта. Они более часто используемы из-за возможности применения в тяжёлых условиях.
  • Экскаваторы непрерывного действия оснащены несколькими ковшами и переносят грунт одновременно с основной работой (копанием). Область применения их ограничена, они не предназначены для твёрдых и смешанных пород.

Оборудованные дизельным или электрическим двигателем, экскаваторы находят разные сферы применения и по назначению делятся на:

  • строительные (самоходные, полусамоходные);
  • подземные (железнодорожные, спасательные);
  • карьерные (вскрышные, добывающие);
  • универсальные;
  • добывающие.

Приобретение собственных машин в кредит или лизинг по силам только крупным компаниям, проводящим масштабные работы. Для небольших строительных фирм, фермерских хозяйств, предприятий ЖКХ покупка дорогостоящей спецтехники не оправдывает расходы.
При строительстве частного загородного дома, объектов жилищного строительства, строительства инженерных коммуникаций  аренда экскаватора – широко востребованная услуга. Техническое обслуживание, ремонт, площадка для содержания и другие эксплуатационные особенности затратны, и  в таком случае ложатся на плечи арендодателя, профессионально занимающегося эксплуатацией такого рода машин.
Гусеничные полноповоротные  одноковшовые миниэкскаваторы (массой до 10 тонн) получают всё большую популярность благодаря своей маневренности, малых габаритах, возможностью работы в стесненных условиях, труднодоступных местах, где они просто не заменимы. В то же время они кратно превосходят по производительности и усилию резания грунта машины на колесной базе при той же массе.

Экскаваторы пневмоколесные

Различают полноповоротные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики на базе трактора. Экскаватор-погрузчик сочетает в себе трактор, погрузчик и экскаватор. Позволяет производить работы за несколько машин одновременно, что снижает материальные и трудовые ресурсы при небольших требованиях к производительности машины.
Колёсный трактор с навесным оборудованием прямой или обратной лопатой, просеивающим ковшом, телескопической, грунторезом, гидромолотом поможет проложить траншею под фундамент или коммуникации, выкопать котлован, выровнять площадку, погрузить/разгрузить сыпучие материалы.
Благодаря ограниченной нагрузке на оси, как у автомобильного транспорта, колёсный экскаватор (в отличие от гусеничного) имеет возможность перемещаться внутри города от стройки к стройке по дорогам общего пользования. Большие широкие колёса передвигаются как по асфальту, так по глине и грязи. Полноповоротный механизм позволяет оборачиваться на 360 градусов и ехать «крабовым ходом».
Пневмоколёсные машины оборудуют шинами, опирающимися на шасси. Они маневренны, обладают хорошей проходимостью на стройплощадках при относительно развитой дорожной инфраструктуре. В ассортимент моделей на рынке специальной техники входят мини-экскаваторы, выполняющие малые объёмы работы внутри метрополитена, в трюмах, на высоких этажах зданий.

Дноуглубительная техника

В основном для углубления дна водоемов используют различного типа земснаряды, но где это сделать затруднительно или невозможно на помощь приходят экскаваторы.
Особым видом дноуглубительной техники являются экскаваторы амфибии. Экскаваторы амфибии имеют плавающую ходовую часть (понтон), которая может двигаться по суше и обводненному грунту. Плавучая платформа не тонет и позволяет работать на болоте, торфяниках, мягкой почве и поверхности воды. Ковши достают гравий и песок со дна водоёмов. Производя очистку прудов от ила и планировку берегов, болотоходы справляются с грунтами любой плотности.

 

Шагающие драглайны

На вскрышных работах угольных и горнорудных карьеров или строительстве гидротехнических сооружений применяют шагающие экскаваторы, оказывающие минимальное давление на грунт. Механизм используют стационарно, опирая машину на круглый башмак. «Шаг» включают в работу только при передвижении. Навесное оборудование – драглайны или грейферы.
Все вышеперечисленные модели имеют одинаковое назначение — рытьё котлованов и траншей, рыхление грунта, погрузочно-разгрузочные работы.
Существуют еще много разновидностей экскаваторов, о которых мы постараемся рассказать позже.

НАВЕРХ


Организация работ, выполняемых одноковшовыми экскаваторами

Техника выполнения экскавации

1. Цикл работы одноковшового экскаватора состоит из следующих операций: – резания (копания) грунта; – поворота платформы для разгрузки ковша; – разгрузки ковша; – обратного поворота после выгрузки в забой; – опускания ковша в положение резания.
Продолжительность цикла — один из важнейших факторов, влияющих на производительность экскаватора. При этом особое значение имеют операции поворота платформы, составляющие 50—60% продолжительности цикла.
2. Радиус копания не должен превышать 0,7—0,9 наибольшего радиуса копания для данной марки экскаватора.
3. При врезании ковша в грунт необходимо работать на полной мощности двигателя, плавно включая его. Этим достигается постепенное увеличение толщины срезаемой стружки грунта. Разгружать ковш следует равномерно и с наименьшей высоты, не допуская сильных ударов о грунт и тем более о кузов.
4. Чтобы сократить продолжительность цикла, следует по возможности максимально совмещать операции. Например, поворот платформы на загрузку можно совмещать со следующими дополнительными операциями: с подтягиванием рукояти в сторону кабины после выведения ковша из грунта; с подъемом ковша на разгрузку; выдвижением рукояти перед установкой ковша над методом разгрузки; опусканием ковша над местом разгрузки или с разгрузкой ковша при работе в отвал.
Поворот ковша к забою можно совмещать с подтягиванием рукояти и опусканием ковша в положение резания.
Включать рычаг для следующей операции рекомендуется несколько раньше, чем закончится предыдущая, так как от движения рычага до включения механизма проходит некоторое время. У опытного машиниста все элементы цикла (операции) плавно переходят один в другой и сливаются.
5. В целях уменьшения времени, затрачиваемого на поворот платформы, следует максимально сокращать угол ее поворота, что достигается приближением места установки транспортных средств под погрузку к оси проходки экскаватора. Место установки транспортных средств указывается вешкой.
Разработку грунта следует начинать с наиболее близкой к транспортным средствам точки, а выгрузку его из ковша — с наиболее отдаленной точки кузова (платформы).
6. На производительность экскаватора отрицательно влияют простои, вызываемые передвижками Экскаватора в забое и переходами его из забоя в забой. В целях максимального сокращения этих простоев необходимо: – своевременно планировать пути передвижения экскаватора (при слабых грунтах своевременно укладывать щиты или слани); – удалять с пути экскаватора выступы, валуны и засыпать углубления; – переходы совершать, по возможности в дневное время.
Следует по возможности избегать больших передвижений экскаватора собственным ходом (свыше 10 км), чтобы не изнашивать ходовое устройство.
В случае если экскаватор завяз, следует, подкопав грунт, создать впереди гусениц наклонную плоскость, уложить вдоль нее настил и по нему выводить экскаватор. Ведущие колеса гусениц при этом должны быть сзади.
При спуске с горы ведущая ось гусениц должна быть впереди на случай необходимости снова подняться в гору.
Во избежание самопроизвольного повертывания поворотной рамы при передвижении экскаватора следует обязательно оставлять включенным тормоз поворотного механизма.
7. Производительность экскаватора зависит от глубины (высоты) забоя.

Рис. 28. Ковши со сплошной режущей кромкой:
а — драглайна, б — прямой лопаты, в — обратной лопаты
Применение на экскаваторах таких ковшей улучшает технические показатели экскаваторов, снижает их металлоемкость и удельную мощность. Производительность экскаватора повышается и соответственно снижается стоимость разработки грунта.
Для разрыхленных скальных пород рекомендуется применять специальные ковши или нормальные ковши емкостью не менее 1 м3. Для мелкодробленого скального грунта можно использовать экскаваторы с ковшом емкостью 0,5—0,8 м3.
Максимальная производительность экскаватора достигается при соотношении между емкостью ковша экскаватора, грузоподъемностью транспортных средств и дальностью возки, приведенном в табл. 48 и 49. Кратность соотношения емкости ковшей и кузовов автосамосвалов должна быть не менее трех и не более семи.
Разгружать ковши емкостью 1,25 м3 и выше на автосамосвалы грузоподъемностью 3,5—5 т нерационально.

Организация работ, выполняемым экскаватором с прямой лопатой

1. На производительность экскаватора влияют высота и ширина забоя.
Если высота забоя больше необходимой для наполнения ковша и грунт осыпается, то разрабатывать его нужно у подошвы забоя, подбирая осыпающийся грунт. Когда грунт не осыпается, то разработку такого забоя следует вести по частям, черпая грунт сначала сверху на глубину двух-трех стружек, а затем уже снизу.
Наиболее высокая производительность экскаватора с ковшами емкостью 0,25 и 0,5 м3 в грунтах I и III групп достигается, если ширина забоя составляет 1,5 R (R— наибольший радиус резания).
У экскаваторов с ковшом емкостью 1,0 ж3 в грунтах I и III групп самая высокая производительность достигается при ширине забоя, равном 2R, и самая низкая — при ширине забоя, равном R. В низких забоях при работе в тяжелых гидрогеологических условиях наиболее высокую производительность можно получить, используя широкие забои. Во всех остальных случаях целесообразно работать в узких забоях.
2. Для повышения производительности рекомендуется при врезании в грунт брать стружку максимальной толщины, допускаемой характеристикой экскаватора, что сокращает время набора грунта. В этом отношении большое преимущество имеют экскаваторы с независимой или комбинированной системой напора, на которых машинист может регулировать силу напора и тем самым толщину стружки.
3. В мягких грунтах забой разрабатывают прямой лопатой так, чтобы каждое последующее резание несколько перекрывало предыдущее (рис. 29). Величина перекрывания а возрастает с увеличением толщины стружки, высоты забоя и коэффициента разрыхления грунта.

Рис. 29. Разработка забоя в мягком грунте:

Рис. 30. Шахматная разработка забоя в твердом
4. В твердых грунтах забой целесообразно разрабатывать в шахматном порядке (рис. 30). Второе резание производят на расстоянии а от места первого резания размером менее ширины ковша, а третьим резанием забирают целик. Благодаря этому резание лобовой частью ковша выполняют с большей скоростью, чем достигается хорошее наполнение ковша.
5. В песчаных грунтах, если забой высокий, рекомендуется заполнять ковш из нижней части забоя, а во время вынужденных простоев обрушивать верхние слои путем резания толстой стружки ковшом с открытым днищем.
6. Влажные глинистые грунты следует резать тонкой стружкой, чтобы грунт не набивался плотно в ковш.
7. Скальные грунты, не поддающиеся разработке экскаватором, нужно предварительно рыхлить.
При разработке скального грунта, а также мягкого грунта с вкраплением крупных валунов, размеры которых превышают емкость ковша экскаватора, следует перемещать эти валуны ковшом к подошве откоса так, чтобы они не мешали подъезду транспорта и работе экскаватора (рис. 31).

Рис. 31. Схема разработки выемки в скальном грунте:
1 — контур забоя до взрывных работ, 2 — ось второй проходки, 3 — контур развала, 4 — ось движения транспорта, 5 — ось первой проходки, 6 —центр тяжести забоя, 7—вешка, 8 — негабаритные валуны
8. Разработку глубоких выемок следует вести уступами (рис. 32). Сначала разрабатывают пионерную траншею лобовым или расширенным забоем, а затем боковыми забоями.
9. Для отвода ливневых вод подошва каждого уступа должна иметь уклон в сторону начала разработки, а подошва последнего уступа — проектный уклон. Если высота лобового забоя менее 2 м, то ковш целесообразно разгружать в транспортные средства, устанавливаемые на верхней бровке выемки. Этим уменьшается угол поворота платформы, а следовательно, и продолжительность цикла.

Рис. 32. Схема разработки выемки уступами с погрузкой грунта в автосамосвалы:
/, //, ///, IV — захватки
10. При разработке котлована для ввода экскаватора в забой устраивают съезд (рис. 33).

Рис. 33. Схема разработки съезда

Рис. 34. Схема разработки забоя прямой лопатой с погрузкой грунта в автосамосвалы:
1 — центр тяжести забоя, 2 — места стоянок экскаватора, 3 — вешка
11. Если транспортные средства подают с промежутками, то в это время следует разрабатывать отдельные участки забоя, опорожняя ковш вблизи экскаватора для последующей погрузки его в автосамосвалы.
На рис. 34 и 35 даны схемы разработки забоя прямой лопатой с погрузкой в автосамосвалы.

Рис. 35. Схема разработки уширенного забоя прямой лопатой с погрузкой грунта в автосамосвалы:
1 — вешки, 2 — центр тяжести левой стороны забоя, 3 — центр тяжести правой стороны забоя, 4 — места стоянки экскаватора
12. Поворот платформы можно начинать только после выведения ковша из грунта, одновременно передвигая рукоять в сторону кабины (на себя), чтобы во время поворота не задеть ковшом стенки забоя. Поворот платформы на выгрузку следует производить плавно, но на максимальных скоростях и с наполненным ковшом.
Целесообразно наполнять ковш при необходимости в два приема, чем тратить время на поворот с недостаточно наполненным ковшом. Не допускается разравнивать грунт на транспортных средствах ковшом с поворотом платформы.
13. Если при работе прямой лопатой в отвал платформу необходимо поворачивать на 160—180°, то ковш рекомендуется разгружать, не останавливая экскаватор и поворачивая платформу на 360°. Это дает возможность в 1,5—2 раза экономить время на разгон и торможение.
14. Когда разрабатывают выемки в грунтах естественной влажности при отсутствии грунтовых вод, крутизна откосов выемок во избежание обвалов должна со
ответствовать проекту, но не более величины, указанной в табл. 50. Крутизна откосов выражается отношением высоты откоса к глубине его заложения.
15. В переувлажненных суглинистых и глинистых грунтах величину крутизны откосов следует уменьшать,
определяя ее в каждом случае в пределах между ее значением, указанным в табл. 50, и крутизной 1:1, что соответствует углу откоса в 45°.
16. При работе в вязких грунтах необходимо время от времени очищать ковш от налипшего грунта. Несоблюдение этого правила значительно снижает производительность экскаватора. Во время очистки ковш должен быть опущен на землю. Особенно часто нужно очищать его при температуре воздуха ниже 0°, так как налипший грунт быстро замерзает и очистка требует больших усилий и времени.

Рис. 36. Выемка валунов из забоя прямой лопатой:
а — из верхней части забоя, б — начало подъема из средней части забоя, в — момент подъема из средней части забоя, г — из подошвы забоя; 1 —валун в целике, 2 —целик, 3 — спуск валуна, 4, 5 — оси установки экскаватора
17. Чтобы избежать поломки транспортных средств, грунт следует выгружать с минимальной высоты, но допускающей беспрепятственное открывание днища. При погрузке скалистых грунтов ковш нужно предварительно почти опустить на платформу или автомашину и затем, открыв днище, несколько поднять его.
18. Необходимо следить за целостью буферных устройств стрелы и днища ковша; разбитый буфер следует немедленно исправить или заменить. Нельзя подтягивать блок ковша до упора в блоки стрелы.
19. Разработку грунта с включениями крупных валунов приходится вести весьма осторожно (рис. 36). Вокруг валуна необходимо прежде всего вынуть мягкий грунт. Валун подкапывают на среднем вылете рукояти с боков и снизу, не перегружая двигатель. Если валун находится в подошве забоя, то после такого окапывания, отведя экскаватор немного назад, вынимают валун и отодвигают в нерабочую зону забоя. Если валун расположен на средней высоте забоя, то его окапывают с боков и сверху, оставляя под ним целик. Затем ковш с открытым днищем подводят под валун, поднимают его и опускают на подошву забоя, после чего валун отодвигают в нерабочую зону.
Если валун находится в верхней части забоя, но не выше наибольшей высоты копания экскаватора, то необходимо под валуном оставлять целик высотой не менее 2 м.
20. Забой следует разрабатывать в соответствии с установленной схемой работ и начинать со стороны разгрузки ковша. Это позволяет начинать поворот сразу после наполнения ковша и совмещать с подъемом ковша, а обратный поворот совмещать с опусканием ковша. Поворотное движение должно прекращаться к моменту посадки ковша на грунт.
21. Транспорт следует подавать со стороны пульта управления, чтобы машинист видел положение автосамосвала при разгрузке.
52. При работе на сыпучих грунтах первые несколько ковшей следует наполнять, срезая стружку половиной ширины ковша, чтобы грунт не осыпался на подъездные пути.
23. Работать следует на неполном вылете рукояти.
Особенно не рекомендуется подводить ковш на выгрузку на предельном вылете, так как при этом увеличивается время на разгрузку.
Работа на наибольших вылетах допускается лишь при разработке сыпучих грунтов во избежание заваливания экскаватора при обрушении козырьков.
24. Работа на малых и средних вылетах позволяет в тяжелых грунтах набирать ковш «с шапкой», а в легких— сокращать цикл экскавации.

Организация работ, выполняемых экскаватором с драглайном

1. Работу драглайном следует начинать со стороны отвала и сразу на полную глубину выемки, а загрузку ковша производить на возможно более коротком пути, причем ковш должен перемещаться без рывков и заглублений.
2. Подъемный канат при копании не должен провисать, чтобы ковш можно было поднять сразу после заполнения.
3. Не следует подтягивать ковш слишком близко к экскаватору, так как образующийся при этом вал из грунта загрязняет гусеницы и препятствует передвижению экскаватора.
4. Ковш драглайна нужно опускать в забой зубьями вниз так, чтобы его днище не попадало на грунт. Ковш должен падать отвесно. Для этого перед его опусканием сначала отпускается тормоз тягового барабана, а затем тормоз подъемного барабана. Перед соприкосновением ковша с грунтом необходимо своевременно притормозить подъемный и тяговый барабаны, чтобы предупредить образование канатных петель на барабанах.
5. Сгребать грунт ковшом из отдельных мест забоя следует в интервалах между проходом транспорта. Можно при этом увеличивать радиус действия, работая с закидкой (забросом) ковша.
Во избежание перевертывания ковша, что резко снижает его наполнение, во время заброса не следует слишком свободно стравливать с барабана тяговый канат. Надо учесть, что закидка ковша, увеличивая радиус действия экскаватора, одновременно увеличивает продолжительность цикла экскавации. Поэтому ее нельзя применять без особой необходимости.
6. Поднимать ковш следует лишь настолько, насколько это необходимо для разгрузки его, находясь над кузовом самосвала или платформы па высоте не более 0,5—1 м.
7. Очищать и углублять каналы следует вниз по течению воды в канале, чтобы течение воды не намывало вновь грунт на очищенное место. Если же воды в канале, нет, то работать следует вверх по уклону.
8. При работе в отвал следует разгружать ковш на ходу. Если угол поворота на выгрузку составляет более 140°, то при возвращении ковша в забой не следует менять направление поворота платформы. Благодаря тому что не тратится время на торможение и разгон поворотной платформы, продолжительность цикла сокращается.
9. При возведении насыпей драглайном начинают разрабатывать резерв со стороны бермы (рис. 37, а), постепенно перемещая забой к полевой бровке резерва. Отсыпают грунт с наиболее удаленной от резерва стороны.

Рис. 37. Схемы набора грунта и разработки широких выемок драглайном:
а — разработка резерва с укладкой грунта в насыпь, б—разработка широкой выемки методом натаскивания грунта, в — то же, с выемкой грунта со второй проходкой в отвал, г — то же, с выемкой грунта в отвал с первой проходки, д — то же, с разработкой и перекидкой трупа; 1, 2, 3, 4. 5 — очередность выемки, грунта из резерва и укладки его в насыпь; А — выемка, Б — но сыпь
10. При работе драглайном из резерва в насыпь рекомендуется забрасывать ковш, что удлиняет путь его наполнения, уменьшает количество передвижек экскаватора и позволяет совмещать операции обратного поворота платформы и опускания ковша.
11. При забрасывании ковша дальше головных блоков стрелы тормоза тягового и подъемного барабанов отпускают почти одновременно, причем тормоз тягового барабана отпускают полностью, чтобы подтянутый к стреле ковш использовал всю величину своего отклонения от вертикали к экскаватору для более далекой закидки, а подъемный канат слегка притормаживают с таким расчетом, чтобы к моменту максимального отклонения подъемного каната от стрелы ковш мог быть опущен на грунт.
12. При подъеме ковша включают подъемный барабан, а тяговый барабан притормаживают настолько, чтобы ковш во избежание высыпания грунта поднимался вверх в горизонтальном положении или с несколько приподнятым козырьком. Наполнять его следует равномерно и до конца и лишь после этого поворачивать платформу.
Ковш должен выходить из забоя под определенным углом к горизонту так, чтобы грунт не высыпался. Наклон ковша регулируют разгрузочным канатом.
13. Работу драглайном из резерва в насыпь рекомендуется вести по схемам, указанным на рис. 37, б, в, г, д.
14. Для уменьшения продолжительности цикла драглайна рекомендуется применять челночные способы погрузки грунта на автосамосвалы в тех случаях, когда возможна подача транспорта по подошве забоя и при низком расположении грунтовых вод.
Различают поперечно-челночный и продольно-челночный способы погрузки. При поперечно-челночном способе (рис. 38, а) автосамосвалы подают под погрузку попарно в одно время или с небольшими интервалами и под равными углами к оси экскаваторной проходки. Разработку грунтов ведут симметрично и поочередно с обеих сторон стоящих под погрузкой автосамосвалов; возвратные повороты платформы экскаватора сводятся к минимуму.
При продольно-челночном способе погрузки грунта (рис. 38, б) транспорт каждый раз устанавливают то ближе, то дальше от забоя в зависимости от его углубления, вследствие этого ковш совершает возвратно-поступательное движение по прямой, а платформа экскаватора не поворачивается.

Рис. 38. Челночные способы погрузки грунта драглайном:
а — поперечно-челночный, б — продольно-челночный; 1— экскаватор, 2 — автосамосвал, 3 — ковш при наборе грунта, 4 — ковш, поднимаемый с грунтом, 5 — опускаемый порожний ковш, 6 — разгружаемый ковш

Организация работ, выполняемым экскаватором с обратной лопатой

1. Обратной лопатой разрабатывают траншеи и не большие котлованы глубиной не более 5,5 м.
При разработке траншеи (рис. 39) шириной по дну до 1 м ось движения экскаватора соответствует оси траншеи, а если ширина траншеи по дну более 1 ж, ось передвижения экскаватора -должна находиться между осью траншеи и линией кромки откоса.
В траншеях с откосами выемку грунта следует начинать с откосов по схеме, приведенной на рисунке.
2. При разработке обратной лопатой небольших котлованов под отдельно стоящие фундаменты рекомендуется подавать самосвалы с двух сторон разрабатываемого котлована, чтобы угол погрузки был не более 70°. При работе в отвал грунт укладывают на одну сторону выемки.

Рис. 39. Схемы разработки профильных траншей обратной лопатой:
а — узкой, б — широкой; 1—12— последовательность копания
После поворота платформы к забою ковш выносят вперед, а стрелу плавно опускают до соприкосновения режущей кромки ковша с грунтом. При чрезмерно глубоком врезании ковша, вызывающем перегрузку двигателя, стрелу несколько приподнимают.
3. Во время разработки траншеи платформу можно поворачивать только тогда, когда ковш находится над поверхностью земли. При разработке котлованов платформу с наполненным ковшом следует поворачивать на разгрузку одновременно с подъемом стрелы и выдвижением ковша до крайнего выдвинутого положения рукояти.

Организация работ, выполняемых экскаватором с рыхлителем или копром

1. При использовании экскаваторов с рыхлителем или копром нужно дизель-молот с рыхлителем опустить. на грунт либо дизель-молот с копром опустить на сваю или шпунт, освободив для этого тормоз подъемного барабана. Для запуска дизель-молота необходимо снять кошку с зацепов траверсы. При падении вниз ковш крюком зацепит за палец на цилиндре. Затем цилиндр поднимают и, не доводя кошку до посадки на траверсу, сбрасывают цилиндр при включенной подаче топлива (сброс цилиндра можно произвести и при положении, когда кошка опущена на траверсу).
После сброса цилиндра дизель-молот начинает работать.
2. В процессе заглубления сваи или клина подъемный канат должен быть расторможен, а кошка должна находиться на зацепах траверсы. При забитом в грунт клине рыхлителя запрещается отъезжать экскаватору, так как при этом можно поломать штангу, верхнюю направляющую или другие узлы оборудования.
3. В начальный момент разработки забоя в мерзлом грунте нельзя забивать клин в грунт на полную высоту, так как при первых заглублениях клин из грунта выдергивается очень тяжело, что вредно отражается на канатах и узлах рыхлителя.
При заглублении клина на необходимую глубину клин вырывают из грунта и устанавливают на новую позицию.
4. Если невозможно использовать механическое управление дизель-молотом (например, отсутствует гибкий шланг), цилиндр и кошку можно сбрасывать вручную, для чего к концу рычага кошки привязывают тонкий канат или веревку. Рывком троса или веревки цилиндр дизель-молота сбрасывают с крюка и кошка снимается с зацепов.
При осмотре, смазке и других ремонтных работах цилиндр, подвешенный на подъемном канате, нужно опустить на предохранительный упор, прикрепленный к штанге. При этом барабан подъемного каната должен бить заторможен.

НАВЕРХ

Рабочие параметры одноковшовых экскаваторов и особенности работы в зимнее время


Рис. 3. Рабочие параметры обратной лопаты

Рис. 4. Рабочие параметры драглайна

Рис. 5. Рабочие параметры грейфера

Рис. 6. Рабочие параметры экскаватора

Рис. 7. Рабочие параметры кранового оборудования

При изготовлении экскаваторов для работы в северных условиях применены специальные стали, внесены некоторые изменения в параметры основных моделей экскаваторов, на них установлены оборудование для подогрева двигателей и отопительные устройства. Внесены также улучшения в конструкции кабин для лучшего сохранения тепла в них.Аккумуляторы на экскаватор помещены в утепленных ящиках и обогреваются теплым воздухом.
Отопитель подает воздух для обдувания лобового стекла с целью предохранения его от обмерзания. На стеклах установлены снегоочистители.
Полы кабин утеплены деревянными щитами, покрытыми резиновыми ковриками.
Лобовые стекла оборудованы солнцезащитными козырьками и зеркалами заднего вида.

Передвижение экскаваторов в зимнее время

С каждым годом объем работ, выполняемых экскаваторами зимой, все увеличивается. В связи с этим возникает необходимость и в передвижениях экскаваторов в зимнее время года по заснеженным дорогам и целине, льду и замерзшим болотам.
Передвижение экскаваторов по снегу. Передвижение экскаватора по снегу может производиться без предварительной расчистки дороги.
Машинисту необходимо помнить, что зимой нельзя начинать передвижение экскаватора до тех пор, пока двигатель не прогреется. Нельзя также переключать передачи во время движения, во избежание пробуксовывания гусениц или колес на скользкой или заснеженной дороге. Если экскаватор буксует на глубоком снегу, то нужно быстро остановить его и включить задний ход. Рекомендуется избегать поворотов на снегу и на льду. В крайнем случае их следует делать плавно и с возможно большим радиусом, чтобы не останавливались гусеничные ленты.
Трогать машину с места нужно плавно, особенно на льду. Если на гусеницы намерзли комья грунта или если они примерзли к почве, что возможно даже при небольших остановках, то ни в коем случае нельзя отрывать гусеницы резким троганием с места, так как это может привести к обрыву ленты. Нужно обязательно освободить примерзшие гусеницы, для чего вокруг гусениц и под ними обкалывается лед и примерзшие куски грунта. Для того чтобы гусеницы не примерзали во время стоянки, под них подкладывают деревянные подкладки, маты, щиты и т. п.
Расчистку снега при движении экскаватора по заснеженным дорогам можно производить с помощью самого экскаватора, но этот способ очень мало производителен, и его следует применять лишь при отсутствии всех других средств.
Для расчистки снежного покрова толщиной до 25 см применяют автогрейдеры Д-265 и плужные снегоочистители марок Д-229, Д-366 и др. При толщине покрова 25—50 см используются автогрейдеры Д-144, грейдеры Д-20, бульдозеры Д-259 и снегоочистители Д-180. Снежный покров толщиной от 50 до 100 см чистят шнекороторными снегоочистителями марок Д-262 и РСМ-3, бульдозерами Д-259 и Д-271, снегоочистителями СТУ и Д-180.
Для увеличения производительности машин, работающих на расчистке снега, применяют различные приспособления. К таким приспособлениям относятся одно-и двухотвальные подвесные и прицепные угольники.
Проверка толщины снежного покрова производится с помощью деревянных шестов длиной 1,5—2,0 м.
Передвижение экскаваторов по льду. Передвижение экскаваторов по льду — очень сложный и трудоемкий процесс, требующий тщательной проверки состояния и толщины льда. Перед проверкой трассу нужно вручную очистить от снега, внимательно осмотреть ее и измерить толщину льда. Замер толщины льда следует производить, начиная с темных мест, так как именно в этих местах лед может иметь наименьшую толщину. Отверстия для замера толщины льда следует пробивать через каждые 2—5 м (в зависимости от состояния льда). Не допускается передвижение экскаваторов по льду, имеющему трещины, а также при температуре воздуха выше—5° или после оттепели.
Измерение толщины льда. Толщина льда измеряется с помощью специальных ледомеров или щупа-ледомера.
Щуп-ледомер изготовляется из деревянного бруска 1 сечением 25х25 мм длиной 1 м. С одного конца бруска выжигается отверстие глубиной 60 см для металлического щупа, который закрепляется в отверстии гайкой.
Щуп изготовляют из проволоки диаметром 5—6 мм и наносят на него деления через каждые 10 см. На деревянном корпусе ледомера также нанесены две шкалы —для снега и для льда. Верхняя часть корпуса обита листовым железом, а в нижней части крепится откидная лапка 4 для измерения толщины льда. В нерабочем положении лапка крепится задвижкой. При измерении толщины снега щуп выдвигают до отказа, а при измерении толщины льда на щупе откидывается лапка.
Пробивание отверстий во льду можно производить ломом или киркой, но наилучшие результаты дает применение шлямбура, изготовленного из стальной трубы, диаметром 80 мм, длиной 70— 80 см с толщиной стенок 5 мм. Зубья на нижнем конце шлямбура должны иметь развод наружу. К верхней части шлямбура приварена ручка. С помощью кувалды шлямбуром можно за 5—6 ударов пробить лед толщиной 30 см.
Определение допустимой нагрузки в зависимости от толщины льда производится обычно по таблицам. Однако, если нанести на корпус ледомера шкалу допустимых нагрузок, можно обходиться и без таблиц. Ледомер с такой шкалой изображен на рис. 129. Шкала А служит для определения толщины льда, а шкала Н — для допустимых нагрузок. В скобках даны допустимые нагрузки для гусеничных экскаваторов, а без скобок —для колесных. При наличии мутного слоя льда необходимо принимать в расчет только половину толщины этого слоя. Таким образом, расчетная толщина льда получается суммированием толщины слоя прозрачного льда и половины слоя мутного льда.
Усиление ледяного покрова. Если проверкой установлено, что толщина льда недостаточна для прохода экскаватора, то необходимо произвести усиление ледяного покрова. Усиления можно добиться либо намораживанием, т. е. увеличением толщины льда, либо укладыванием на лед настила.
Для намораживания льда снизу требуется много времени (иногда даже несколько суток) и устойчивая низкая температура (не выше—109). Кроме того, перед намораживанием необходимо очистить трассу от снега на ширину 15—20 м. Для ускорения роста толщины льда его можно поливать сверху водой. Однако намороженный сверху лед не обладает прочностью основного льда и плохо связан с ним, поэтому его слой нельзя делать больше 5—7 см.
Настилы для усиления льда можно изготовлять из фашин, жердей, досок, брусьев или бревен. Настил должен быть не колейным, а сплошным для уменьшения удельного давления на лед.
Простейшим видом усиления льда является разреженный настил из бревен диаметром 10—12 см или фашин диаметром 25—30 см. Длина бревен и фашин 4—5 м. Расстояние между бревнами можно принимать от 15 до 60 см, а между фашинами 50— 100 см в зависимости от толщины льда и веса экскаватора. Для уменьшения удельного давления на лед под фашины и бревна укладывается хворост.
При устройстве настила необходимо особое внимание обращать на прибрежную полосу, так как в этих местах возможно подтаивание льда. В месте сопряжения настила с берегом обычно кладется гибкое колейное покрытие.
Передвижение экскаваторов по замерзшему болоту. Грузоподъемность замерзших болот выше грузоподъемности обычного льда. Но возможны случаи резкого ослабления ледяного покрова на болотах в местах выделения газов. Газы образуют пустоты в толще льда, которые примерно в два раза ослабляют его прочность. В чистом льде пустоты обнаружить легко, так как они хорошо различимы, в загрязненном лее льде их не видно, поэтому нужно выколоть кусок льда и осмотреть его со всех сторон. Со стороны излома пустоты будут хорошо видны. При наличии пустот расчетную толщину льда нужно увеличивать в 2—2,5 раза, но лучше всего место с таким льдом обойти.
Уровень воды на болотах осенью поднимается, и вода заливает болото. В течение зимы уровень воды падает, а лед опускается. При этом он, ложится на кочки или возвышенности у кустов и отрывается от воды. Такой висячий лед легко разрушается, поэтому передвижение экскаваторов по нему категорически запрещается.
При осмотре болота необходимо определить его кочковатость. Болота с кочками промерзают на гораздо меньшую глубину, а при большом количестве кочек участки болота между ними не промерзают совсем, особенно при наличии плотного мха. Путь предполагаемого движения экскаватора нужно обозначить вехами. Кочки можно срезать бульдозером, а воронки, образующиеся после срезания кочек, закрыть щитами шириной 0,8—1,0 м. Длина щита должна быть на 0,5 м больше диаметра воронки. Поперечины жердевого щита укладываются в канавки, сделанные во льду, а сам щит закрепляется кольями, забитыми в грунт.
Измерение глубины промерзания болота и толщины снега производится через каждые 20—25 м. Если результаты замеров расходятся не более чем на 2—3 см, то замеры можно производить через 45—50 м. Измерять глубину промерзания следует между кочками, т. е. там, где лед тоньше.
Промерзший торф в 1,5—2,0 раза прочнее обычного льда. Наименьшую толщину замерзшего слоя торфяных болот можно определять по формуле

Экскаваторные работы в зимнее время

Чтобы обеспечить нормальные условия работы экскаваторов зимой, необходимо прежде всего предохранить грунт от промерзания.
Если грунт будет разрабатываться в первой трети зимы, то необходимо провести работы по удержанию снежного покрова. Для разработки грунтов, проводимой во второй трети зимы снегозадержания, на грунте следует устроить еще утепляющий слой из дешевых местных теплоизоляционных материалов (опилок; торфа, шлака, хвои, сухих листьев и т. п.). Когда разработка намечена на конец зимы, рекомендуется провести механизированное перелопачивание грунта, окучивание его или же устроить тепляки из отходов древесины и засыпать их сверху опилками, шлаком, золой и т. п.

Разработка мерзлого грунта

В настоящее время мерзлые грунты рыхлят однозубыми рыхлителями, монтируемые на экскаваторах как рабочее оборудование, клыками_рыхлителями на бульдозерах, а также гидромолотом.
При большом объеме земляных работ рыхление и уборку мерзлого грунта осуществляют одновременно. Во избежание несчастных случаев расстояние между машиной, производящей рыхление мерзлого грунта, и машиной, убирающей его, должно быть: при рыхлении дизель-молотом — не менее 10 м.
Если глубина промерзания грунта более 0,6 м, а площадка расположена вдали от жилых домов, промышленных зданий, линий электропередач и связи, наиболее целесообразно применять взрывной способ рыхления грунта. В этом случае забой делят на два смежных участка, в одном из которых ведется экскавация взорванного грунта, в другом — подготовка к взрыву.
Мерзлые грунты рыхлят также специальным навесным оборудованием к многоковшовому экскаватору и трактору — баровыми установками с последующим скалыванием мерзлого грунта дизель-молотом.
Мерзлый грунт можно оттаивать различными методами, начиная от применения костров, тепляков, газовых и жидкотопливных горелок под переносными полукруглыми кожухами и кончая электро- и паропрогревом, а также переносными газогенераторами для оттаивания мерзлых грунтов.
Без предварительного рыхления грунт можно разрабатывать экскаваторами, оборудованными прямой и обратной лопатой емкостью 0,5—1 м3, если глубина его промерзания 0,15—0,25 м, и оборудованными драглайном с ковшом емкостью 0,5—1 м3, если глубина его промерзания 0,1 м. При глубине промерзания 0,4 м следует применять экскаваторы, оборудованные прямой лопатой с ковшом емкостью от 1 м3 и более.
Выемки на заболоченных участках в зимних условиях следует разрабатывать экскаваторами с ковшом малой емкости (до 0,5 м3) на гусеничном ходу с уширенными башмаками (до 1 м) или с обыкновенными башмаками, но обязательно применяя щиты. Эти участки предварительно осушают в летнее время, устраивая водоотводные канавы.
Гусеничные экскаваторы, с ковшом емкостью до 0,4 м3 могут преодолевать снежный покров толщиной до 50 см, а с ковшом 0,65—1,25 м3—55—60 см.
Гусеничные экскаваторы можно перегонять своим ходом на расстояние не более 5 км, а на буксире— 15 км.
Предварительно дороги должны быть расчищены. При перегоне экскаватор должен сопровождать трактор, который подтягивает экскаватор на подъемах и придерживает на спусках, используя длинный буксирный трос. Ведущие колеса экскаватора находятся сзади. В случае если экскаватор увязнет, то выходить из ямы надо ведущими колесами вперед, отталкиваясь дополнительно рукоятью сзади.
Сменное оборудование устанавливают прямо по движению, а ковш экскаватора — близко от земли и гусениц. На звенья гусениц устанавливают шпоры.
При переходе через ледовые переправы нужно предварительно обязательно промерить толщину льда.
Если между льдом и водой есть воздушная прослойка, то на льду нужно устроить сплошной настил из фашин, досок, бревен, брусьев с намораживанием путем поливки водой.
Экскаваторы должны переходить через лед своим ходом на первой скорости только в одном направлении на расстоянии не менее 55—65 м один от другого. Впереди на расстоянии около 20 м должен идти трактор с длинным буксирным тросом.
Остановка в пути и развороты недопустимы. В кабине при этом должен находиться -только машинист экскаватора, остальные члены обслуживающего персонала должны идти сбоку или следом, наблюдая за состоянием льда. Двери кабины экскаватора при переходе через лед должны быть открыты.

Обслуживание экскаватора зимой

Специфические условия разработки карьера в период сильных морозов требуют четкой и бесперебойной работы экскаватора. Малейшие простои машины из-за плохого надзора за работой механизмов и управления ими или же из-за остановки экскаватора в рабочее время для выполнения мелких ремонтных работ вызовут тотчас же промерзание глины на поверхности разрабатываемого забоя, на ковшах, в бункере, в проеме кабины. Все это немедленно отразится на работе формовочного отделения. Задержка в работе карьера в связи с необходимостью удаления намерзшей глины из бункера и ковшей и снятия мерзлого слоя с поверхности забоя также вызовет простои пресса.
Простой экскаватора в течение 30 мин. нарушит работу карьера и связанных с ним цехов на несколько часов, а может быть и на целую смену. Поэтому обеспечение бесперебойной работы экскаватора в течение рабочей смены является главнейшей задачей моториста.
Круг обязанностей моториста, распорядок его работы должны подчиняться следующему режиму.
Перед началом смены моторист обязан подготовить экскаватор к действию. До начала работы моторист обогревает проем и бункер экскаватора, разжигая обогревающую печь (или включая электрический отопительный прибор); еще раз осматривает бункер, проем и ковши, откуда глина была удалена по окончании предыдущей смены. Затем моторист осматривает механизмы и смазывает их; проверяет натяжение приводных ремней и надежность их соединений. В случае замеченного ослабления натяжения или соединения ремня перешивает его (если для ухода за ремнем не выделен специальный шорник) до начала работы.
Убедившись в исправности механизмов, моторист перемещает по рельсам экскаватор на подготовленный для разработки участок и прокатывает машину взад и вперед по отрезку пути вдоль участка. При этом он наблюдает как за состоянием путей, так и за их профилем. Если экскаватор покачивается на ходу из стороны в сторону, значит, есть перекос пути. Если экскаватор движется рывками, или продолжает катиться по рельсам после выключения хода, или же колеса его буксуют,-—значит, путь имеет ненормальный уклон.
В условиях зимы эти дефекты пути особенно губительно отражаются на состоянии механизмов экскаватора, так как металлические части механизмов (оси, валы, шестерни) становятся на морозе более хрупкими. Толчки и удары, перенапряжения в нагрузке, которые могут остаться незамеченными в летнее время, зимой очень часто приводят к поломкам этих деталей экскаватора. В практике работы экскаваторов в зимнее время нередко наблюдались случаи поломки ходовых осей из-за перекоса пути и перегрузки в цапфах осей (из-за ненормального распределения силы тяжести экскаватора на цапфы осей), случаи поломки ходовых шестерен и их валиков из-за ненормальных усилий на больших подъемах, поломки шкивов и валов из-за ненормального натяга приводных ремней и т. д.
Все это должен учитывать моторист экскаватора. Неисправный путь зимой создает во много раз большие опасности Для механизмов экскаватора не только из-за повышенной хрупкости металла, но и потому, что зимой экскаватор работает на очень коротком участке пути. Вследствие этого один и тот же дефект, который при большой протяженности фронта забоя встретился бы экскаватору в течение смены всего несколько раз, в настоящих условиях, на коротком участке, будет встречаться через каждые 2—3 минуты работы экскаватора таким образом, механизм работает с постоянным перенапряжением в какой-либо из его частей, что приводит к неминуемой ее поломке.
о процессе работы моторист обязан регулировать загрузку транспорта. Если почему-либо создался перебой в оборачиваемости тяговой силы, и несколько порожних вагонеток скопится на короткое время у экскаватора, желательно не загружать их глиной до тех пор, пока не появится возможность сразу же после загрузки отправить их к прессу.
В течение смены моторист должен организовать периодическую очистку бункера и ковшей от примерзшей глины, которую надо удалять в отвал.
Черпать глину стружкой чрезмерной толщины нельзя, так как избыток глины так или иначе вывалится из ковшей по дороге к бункеру и загрязнит ковшовую раму, проем и ковшовую цепь, что потребует затраты времени на их очистку от примерзающей глины. Кроме того, такое черпание вредно отражается на механизме черпания, повышает расход энергии и не дает никакого увеличения производительности.
Глубину стружки нужно рассчитать так, чтобы каждый ковш нормально наполнялся к концу его рабочего хода по поверхности забоя. Нижняя часть ковшовой рамы при черпании ни в коем случае не должна касаться разрабатываемой поверхности.
Одним из условий для нормального черпания является одинаковый уровень расположения ковшей по отношению к нижней поверхности черпаковой рамы, т. е. точность размера ковшей от основания до кромки режущей грани ножа.
Если у некоторых ковшей эти размеры будут больше, чем у остальных, производительность черпания сильно снизится.
Указанные выше условия необходимо соблюдать в любое года, но зимой они приобретают решающее значение.
Перед перерывом на обед моторист должен очистить ковши проем и бункер от глины, не прекращая обогревания экскаватора. По окончании работы моторист сдает машину сменщику, ставя его в известность обо всех замеченных мелких неполадках или намечающихся в механизмах дефектах, которые могут привести к простою или аварии экскаватора.
Если за окончанием смены следует перерыв в работе до следующего дня или на более продолжительное время, моторист организует тщательную очистку всех деталей конструкции от глины. Для этого осматривается ковшовая цепь во всех ее соединениях и, при необходимости, производится замена болтов (пальцев) и шплинтов. Осматриваются и, если нужно, сменяются направляющие полозки, осматриваются ремни, проверяются болтовые крепления подшипников, надежность шпоночных соединений шестерен и шкивов, состояние фрикционных муфт и пружин. Все мелкие дефекты при этом устраняются непосредственно на месте.
Работу по ремонту экскаватора, выполняемую силами ратников механического цеха, моторист принимает сам, тщательно проверяя качество ее выполнения. О замеченных с фактах в выполненной работе моторист доводит до сведения механика завода, делая отметку в журнале для записей планово-предупредительных ремонтов экскаватора. Моторист экскаватора должен знать порядок проведения и нормы планово-предупредительного и капитального ремонтов для своей машины и быть всегда в курсе работ, проводимых согласно графику ремонтов.
Совокупность всех ремонтов экскаватора, проводимых по системе планово-предупредительного ремонта, распадается, примерно, на:
1) ремонт, производимый ежесменно;
2) ремонт, производимый через каждые 15 дней работы экскаватора;
3) ремонт, производимый раз в квартал;
4) ремонт, производимый раз в год.

НАВЕРХ

 

Подготовка к экскаваторным работам

Правильная организация работ обеспечивает максимальную производительность экскаватора, поэтому на каждом объекте должен быть проект производства работ (ППР), а каждому машинисту экскаватора должна быть выдана технологическая карта, соответствующая выполняемой работе.
Машинист экскаватора обязан изучить эти документы и выполнять работы в строгом соответствии с ними.
Чтобы создать нормальные условия работы, необходимо выполнять следующие мероприятия, предусматриваемые проектом производства работ.
Устроить съезды к забою и выезды от него.
Устроить временные землевозные дороги и содержать их в исправном состоянии.
Установить телефонную радиосвязь между диспетчерским пунктом, местом работы экскаватора и местом укладки грунта.
Установить освещение забоев и мест укладки грунта.
Заготовить переносные щиты при работе в топких и вязких грунтах.
Установить ограждения в местах работы экскаватора.
Отвести от забоя поверхностные воды, а при наличии грунтовых вод устроить водоотлив или водопонижение.
Построить склады для топлива, смазочных материалов и обеспечить водоснабжение.
При работе зимой организовать подогрев масла и воды.
Создать запас материалов для ремонта и расширения землевозных дорог.
Построить временные сооружения, в том числе помещения для обогрева рабочих, мастерские для текущих и аварийных ремонтов и склады для хранения необходимого запаса эксплуатационных материалов (стальных канатов, запасных частей, металла). Небольшое количество экскаваторов на строительной площадке обслуживает передвижная мастерская.
Для экскаваторов с электроприводом подвести силовую линию электропередачи.
Организовать, если необходимо, буро-взрывные работы при разработке скальных грунтов.
Оттаить или разрыхлить мерзлые грунты.
Устранить с разрабатываемого участка все действующие надземные и подземные сооружения или оградить их, если они должны быть сохранены.
Разбить границы выемки и укладки грунта, а также оси движения экскаватора и работающих с ним транспортных средств. Машинист экскаватора и водители транспортных средств должны хорошо знать эти границы и не отклоняться от установленных осей движения.

 НАВЕРХ

Назначение и классификация автомобильных кранов

Автомобильные стреловые самоходные краны общего назначения служат для подъема и опускания грузов и перемещения их на небольшие расстояния в горизонтальном направлении при производстве строительно-монтажных и перегрузочных работ на рассредоточенных объектах.
Полный цикл работы крана состоит из ряда последовательных операций: захват груза, его подъем и перемещение к месту назначения, опускание и отцепка груза, подъем и перемещение грузозахватного устройства или приспособления в исходное положение для захвата следующего груза и его последующего подъема и перемещения.
Так как работа крана состоит из повторяющихся циклов, то автомобильные стреловые самоходные краны относятся к подъемно-транспортным машинам цикличного (периодического) действия в отличие от машин непрерывного действия (например, транспортеров), в которых перемещение грузов происходит непрерывным потоком.
Подъемно-транспортные машины периодического действия подразделяются на несколько групп машин, из которых наиболее многочисленной является группа стреловых самоходных кранов. Отличительной особенностью этой группы кранов является собственный привод для свободного перемещения по местности. К этой группе и относятся автомобильные стреловые самоходные краны, ходовое устройство которых включает в себя шасси автомобиля, его силовую установку, трансмиссию и систему управления.
Стреловые самоходные краны, по сравнению с другими группами машин периодического действия (например, башенными строительными кранами), отличают следующие эксплуатационные преимущества: – большая подвижность и независимость передвижения в пределах строительной площадки; – монтаж и демонтаж кранов, подготовка площадок для их эксплуатации и передвижения, а также перебазирование крана с объекта на объект осуществляются проще, быстрее и дешевле; – наличие комплекта сменного стрелового оборудования, позволяющего использовать кран на различных видах работ и сравнительно быстро менять его основные параметры.
В группу стреловых самоходных кранов, кроме автомобильных К входят пневмоколесные и гусеничные краны (ходовое устройство содержит пневмоколесное или гусеничное шасси, приводимое в движение от силовой установки, расположенной на поворотной части крана), а также краны на специальном шасси (шасси автомобильного типа, специально приспособленное для условий работы кранов).
Автомобильные краны, по сравнению с пневмоколесными и гусеничными, обладают большей подвижностью, что особенно важно при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объектах.
Автомобильные краны уступают по ряду технических показателей (грузоподъемности, скорости передвижения, преодолеваемому уклону пути и т. п.) кранам на специальном шасси. Объясняется это тем, что значения технических параметров стреловых самоходных кранов во многом зависят от конструкции ходового устройства. Для автомобильных кранов эти значения ограничиваются возможностями шасси автомобиля, использованного в качестве ходового устройства. Вместе с тем автомобильные краны более экономичны в производстве и эксплуатации, чем краны на специальном шасси.

Автомобильные краны различают по грузоподъемности, типу привода основных механизмов и исполнению подвески стрелового оборудования.
По грузоподъемности краны делятся на девять размерных групп, соответствующих ряду грузоподъемностей выпускаемых кранов. Краны грузоподъемностью 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63 и 100 т входят соответственно в первую — восьмую размерные группы машин, а краны грузоподъемностью свыше. 100 т — в девятую размерную группу. В нашей стране освоено серийное производство автомобильных кранов грузоподъемностью 4; 6,3; 10 и 16 т, или первой, второй, третьей и четвертой размерных групп.
По типу привода основных механизмов различают автомобильные краны с одно- и многомоторным индивидуальным приводом.
У крана с одномоторным приводом все рабочие механизмы приводятся в движение одним двигателем внутреннего сгорания, а передача движения исполнительным механизмом осуществляется через механическую трансмиссию (кран с механическим приводом).
У крана с многомоторным индивидуальным приводом привод каждого механизма осуществляется от отдельного двигателя. У автомобильных кранов с индивидуальным приводом силовая установка состоит из двигателя внутреннего сгорания и генераторной (краны с электроприводом) или насосной (краны с гидроприводом) станции.
По исполнению подвески стрелового оборудования различают краны с гибкими и жесткими подвесками, присваивается индекс, состоящий из двух букв (КС — кран самоходный) и четырех цифр (рис. 2). Цифровая часть, которую пишут после буквенной через тире, обозначает основные данные о кране в следующем порядке: первая цифра — номер размерной группы или грузоподъемность машины, вторая — тип ходового
устройства, третья — исполнение подвески стрелового оборудования и четвертая — порядковый номер модели крана.
У кранов с гибкими подвесками (рис. 1, а) удерживается стреловое оборудование и изменяется угол наклона стрелы с помощью канатов, а у кранов с жесткими подвесками (рис. 1, б) —винтовыми механизмами или гидроцилиндрами.
Полное наименование автомобильного крана должно включать в себя все перечисленные классификационные признаки. Кроме того, следует указывать номер модели, очередность модернизации и климатическое исполнение машины. Например, автомобильный стреловой самоходный кран общего назначения третьей размерной группы грузоподъемностью 10 т на шасси автомобиля МАЗ-500 с гибкой подвеской стрелового оборудования и механическим приводом, модернизированный, в северном исполнении. Для сокращения наименования каждой модели крана присваивается свой индекс, состоящий из ряда букв и цифр.

КС — кран стреловой самоходный общего назначения, ХЛ — северное исполнение, Т — тропики, ТВ — тропики влажные, Г — гусеничное ходовое устройство с минимально допустимой поверхностью гусениц, ГУ — то же, с увеличенной поверхностью гусениц, П — пневмоколесное ходовое устройство, Ш — специальное шасси автомобильного типа, Ае — шасси грузового автомобиля, Гр — трактор, Пр — прицепное ходовое устройство.
После цифр в индексе могут стоять буквы, обозначающие очередную модернизацию (А, Б, В…) и климатическое исполнение крана (север —ХЛ, тропики —Т или тропики влажные —ТВ).
С помощью описанной индексации полное наименование крана может быть значительно сокращено. В нашем примере кран будет называться —кран КС-3561АХЛ на шасси МАЗ-500.
Здесь цифры и буквы имеют следующее значение: 3 — третья размерная группа, грузоподъемностью 10 т; 5 —ходовое устройство, включающее в себя шасси автомобиля; б — гибкая подвеска стрелового оборудования; 1—порядковый номер модели крана с механическим приводом; А —первая модернизация; ХЛ —северное исполнение.

НАВЕРХ